Скандал на кинофестивале золотой апельсин
Кинофестиваль "Золотой апельсин", судя по информации, размещенной на его сайте, является одним из старейших подобных мероприятий в Турции. А также, как нескромно сообщают его организаторы, в Европе и Азии. В каком-то смысле так и есть - "Золотой апельсин" проводится с 1964 года. Но отметим, справедливости ради, что в Венеции кинофестивали проходят с 1932 года, в Каннах - с 1946-го.
Несмотря на свою продолжительную историю, "Золотой апельсин" не получил широкой известности в мире. Для Турции это, безусловно, значимое мероприятие, но пресса других стран кинофестивалем в Анталье ранее как-то не особо интересовалась. В 2010 году ситуация изменилась - правда, заинтересованность вызывает вовсе не конкурсная программа, а шумиха, возникшая вокруг участия в жюри фестиваля режиссера и музыканта Эмира Кустурицы.
47-й фестиваль "Золотой апельсин" начался в субботу, 9 октября, с неприятностей. В частности, выступление мэра Антальи Мустафы Акайдина на церемонии открытия было прервано из-за выходки присутствовавшего в зале депутата националистской партии. Тот поднялся со своего места и громогласно объявил, что Кустурице, якобы известному своими расистскими заявлениями в адрес боснийских мусульман, не место в Турции. Кончилось тем, что органы охраны порядка выдворили нарушителя спокойствия из зала.
А в воскресенье у здания городского муниципалитета Антальи даже прошла небольшая демонстрация. Протестующие против участия Кустурицы в фестивале возложили у административного здания траурный венок и удалились.
Нельзя сказать, что такое отношение турков к Кустурице является большой неожиданностью. Обвинения в адрес режиссера сыпятся уже лет 15, не меньше - с момента выхода фильма "Андерграунд". Лента получила "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, но многие зрители сочли, что Кустурица в своей работе некорректно представил боснийцев. Нашлись, впрочем, и такие, кто справедливо отметил: режиссер в фильме демонстрирует достаточно ядовитое отношение ко всем этническим группам, попадающим в его поле зрения.
Проблемы у 47-ого "Золотого апельсина" начались еще до открытия. Когда стало известно, что в состав жюри войдет Кустурица, от участия в фестивале отказался турецкий режиссер Семих Капланоглу, чей фильм "Мед" получил в этом году гран-при в Берлине. Кроме того, церемонию открытия "Золотого апельсина" демонстративно проигнорировал министр культуры Турции Эртугрул Гюнай. Кустурица, впрочем, в долгу не остался и тут же объявил министра своим врагом.
По словам режиссера, в Турции его вообще-то встречают довольно тепло. В частности, несколько месяцев назад он со своим музыкальным коллективом No Smoking Orchestra выступал в городе Бурса, и никто не обвинял его в некорректном отношении к мусульманам. Или, например, мэр Антальи Акайдин и жители города были рады приезду Кустурицы. А реакцию Гюная режиссер счел, цитируем, "варварской и примитивной". Кустурица также добавил, что мог ошибаться в своих высказываниях, но не собирается извиняться за это. И вообще, интересуется режиссер, как можно обвинять человека искусства в пособничестве развязыванию конфликтов? Настоящий художник вроде как выше политики, он снимает фильмы, его творчество куда важнее его высказываний. Что же касается противостояния боснийцев и сербов, то тут Кустурица, по его собственным словам, не выступал на чьей-то стороне, а ратовал за единую возрожденную Югославию.
Отметим, что Кустурица планировал не только оценивать фильмы, но и давать мастер-классы. Однако сложившаяся ситуация настолько возмутила режиссера, что он посчитал невозможным оставаться в Турции и решил покинуть страну сразу же после пресс-конференции, на которой объявил о своем выходе из состава жюри. Естественно, мастер-классы были отменены.
Гюнай, кстати, Кустурице ответил - причем его реплика звучала вполне в стиле самого режиссера: "Думаю, до него дошла не совсем верная версия того, что произошло. Я бы вообще хотел, чтобы на фестивале мы смотрели фильмы и не отвлекались на политические дебаты. Надеюсь, случившееся не испортит репутацию 'Золотого апельсина'".
Отметим, что на сайте самого "Золотого апельсина" пока нет ни слова о выходе Кустурицы из состава жюри. И ладно бы список судей изобиловал известными именами, и Эмиром можно было бы пренебречь. Но в сущности Кустурица является не просто единственным прославленным, а вообще единственным членом жюри, имя которого упоминается в Сети. Установить, кто еще будет судить международную программу "Золотого апельсина", не представляется возможным. Все тот же фестивальный сайт, например, на этот счет ничего не сообщает. Разве что можно найти (да и то - изрядно покопавшись) свод правил, согласно которому в международное жюри войдут "не менее пяти и не более семи лиц из мира кино и культуры". Да вот еще в разделе новостей обещают присутствие Клаудии Кардинале - правда, не в качестве судьи, а в качестве почетного гостя.
В общем, новость про Кустурицу, видимо, просто забыли написать. Организаторы "Золотого апельсина" вообще кажутся лицами довольно безалаберными, несмотря на полувековую историю мероприятия. Например, многие разделы сайта содержат одну-единственную фразу: "Находится в процессе подготовки". Это при том, что фестиваль идет третий день. В связи с этим возникает ощущение, что отбытие Кустурицы устроителям мероприятия только на руку. Такого внимания к фестивалю со стороны прессы раньше вроде бы не было. А судьи-то найдутся, если понадобится.
Сергей Оболонков
*http://lenta.ru/articles/2010/10/11/orange/