БОЙКОТ ОЧКОВСКОЙ
«Я подставила весь класс. Я виновата. Я отвечу… Моим родителям приходится краснеть за меня, когда они приходят в школу. Я никто и ничто…»
Слезы уже высохли, Лида продолжала писать… Когда точка была поставлена, она сложила листок пополам, взяла красную ручку и вывела: «Ликуйте, вы победили!»…
В 7-й класс Лида Очковская пошла в новую школу. Московская гимназия № 1573 была в трех шагах от дома. Да и сцена здесь оснащена сильной акустикой. А Лидочка не могла жить без сцены. Она заканчивала музыкальную школу по классу гитары, выступала на международных конкурсах с хором «Глория». «Наша звездочка» — так называли ее педагоги музыкальной школы.
Новый класс встретил Лиду в штыки. Активистка 7-го «А» Марина не могла смириться, что новенькая — красивая, талантливая, по заграницам катается. Она дразнила Лиду. Весь класс стал называть ее бобром из-за того, что два передних зуба были чуть больше остальных. Лидуша не обиделась, а стала покупать фигурки бобра. «Да, бобер! Ну и что же?»
Это злило одноклассников. Как-то ребята спрятали ее портфель, потом порвали и испачкали несколько ее вещей. В SMS грозились ее побить за то, что она «не такая, как все». Затем девочке объявили бойкот.
Вечером, чтобы не расстраивать родителей, она тихонько плакала в подушку. Мама и папа заметили, что дочка, которая всегда была задорной и веселой, все чаще приходила печальной с уроков. На семейном совете папа предложил вернуться в старую школу, Лида наотрез отказалась: «Я все улажу. Я смогу». И правда разобралась. Она пригласила одноклассников и Марину на свой день рождения. Конфликт затух.
«ТОЖЕ МНЕ ТАЛАНТ!»
В 8-м классе к ребятам пришла новая классная руководительница — преподаватель алгебры и геометрии Татьяна Петровна Мурлыкова. Учеников поделили на две группы. Алгебру Лида изучала с одним преподавателем, геометрию — с Татьяной Петровной.
— Начались проблемы с предметом. То двойка, то тройка. Зато по алгебре — четыре и пять. Татьяна Петровна звонила нам и жаловалась, что Лида сидит у нее на уроках с мечтательным видом, отвлекается, — рассказывает мама девочки Светлана Георгиевна.
— Я ругал ее, — добавляет папа Александр Алексеевич. — Но когда Татьяна Петровна стала звонить каждый вечер, я задумался…
Отец приходил «на разговор» в школу довольно часто. Каждый раз приходилось выслушивать от Петруши, как про себя прозвали классную ребята, что дочь плохо учится, что поездки на музыкальные конкурсы к добру не приведут. «Вот увидите, она на двойки скатится и школе репутацию испортит неудом по ЕГЭ», — любила повторять классная.
«НЕНАВИЖУ ПЕТРУШУ!»
В девятом классе геометрию начал преподавать новый педагог. Татьяна Петровна взяла алгебру. Ситуация изменилась с точностью до наоборот. Отныне Лида по геометрии приносила пятерки. С алгеброй все стало намного хуже.
— Татьяна Петровна старалась задавить дочь двойками. Когда она поставила «неуд» в четверти, я не выдержал. Ведь пробный ЕГЭ дочь написала на четверку. При завуче я предложил дать Лиде решить любое задание из учебника. Я знал, что она справится, — говорит отец девочки. Александр Алексеевич преподает в Академии им. Жуковского.
Но Татьяна Петровна возмутилась:
— Да как вы можете меня обвинять? У меня 30 лет стажа!
— Может, вы хотите, чтобы мы из школы ушли? — спросил папа. Директор был против: Лида часто выступала с концертами в школе, сама их ставила — ею гордились!
У Лиды в дневнике начали появляться положительные оценки по алгебре. Но отношения с классной испортились вконец. Татьяна Петровна доводила ее до слез на уроке, выставляла за дверь, а если девочка и подходила после урока, чтобы что-то уточнить, учительница обращалась к классу: «Объясните ЭТОЙ Очковской!»
Подружка Лиды Саша мне скажет: «Мы тогда на алгебру ходили, как на Голгофу».
— От учителей физкультуры и геометрии мы узнали, что наша классная подходила к ним и возмущалась, что они ставят оценки слишком лояльно, — вспоминает мама.
А Лида не сдавалась, она решала дополнительные задания по алгебре. По новой теме сделала компьютерную презентацию. Но и это не задело сердце учительницы. Когда и эта попытка наладить отношения провалилась, Лида написала внутри пенала крупными буквами: «Ненавижу Петрушу!»
«ТЫ ПОДСТАВИЛА ВЕСЬ КЛАСС»
Единственной отдушиной для Лидушки оставался хор. «Лида — душа компании! Что-нибудь придумывает, веселит. Скучно с ней не бывает!» — вспоминают ее подруги Настя и Аня. Девчонки рассказали: Лида сначала тяжело переживала проблемы в школе, а потом решила, что жизнь на этом не заканчивается.
Близился конец второй четверти. Скоро Новый год. Ребятам оставалось поднапрячься в последний раз и сдать пробный ЕГЭ по английскому языку. Лида не отходила от письменного стола до самого утра — готовилась. Конечно, не обошлось и без шпаргалок. Но прятать и врать Лидушку никто не научил. Поэтому, когда рядом с ее партой нашли злосчастную шпаргалку, она, потупив глаза, призналась: моя. На следующий день в школу она не пошла — хор «Глория» участвовал в крупном концерте. В воскресенье Лида позвонила Марине, чтобы узнать домашнее задание. Часть разговора слышал папа.
— Да, я виновата. Я подставила весь класс. Я отвечу за это. От-ве-чу!
Лишь потом станет известно, что педагоги не без участия Татьяны Петровны решил заставить весь класс пересдать пробный ЕГЭ по английскому из-за найденной шпаргалки. Классная объяснила ребятам, что «из-за некоторых детей» пострадают все. Мол, делайте выводы…
Марина пообещала, что Лиде теперь грозит новый бойкот, как это было в седьмом классе. Девочка ушла в свою комнату в слезах.
— Я попыталась объяснить, что страшного ничего нет, что переписать ЕГЭ не так сложно, тем более что даже без шпаргалок она получила пять. Дочь лишь повторяла: «Мама, не волнуйся! Все нормально. Все нормально…» — вспоминает Светлана Георгиевна. Лида положила перед собой белый листок и стала что-то напряженно писать.
Утро. Все ушли на работу. Лида — в школу. Так думали ее папа и мама. Вместо этого девочка пошла в аптеку и накупила таблеток. Вернулась домой и…
В своем блоге она написала: «ПРОЩАЙТЕ».
Она боялась, что за нее родителям, любимому брату и подругам будет стыдно. В своей записке она говорит спасибо Татьяне Петровне, Марине и другим за то, что они помогли ей понять, что она никто…
Лида высыпала в рот горсть таблеток и запила водой… Через два дня, проведенных в коме, девочка угасла.
ШКОЛА НЕ ВИНОВАТА
…О трагедии Лиды мне рассказали знакомые из музыкальной школы, где девочка училась. Я встретилась с Лидиными родителями, подругами, прочитала ее дневники и посмертную записку… А потом нужно было услышать вторую сторону. Позвонив в приемную, я уточнила: директор гимназии на месте. Но спустя час, когда я приехала на место, выяснилось: он срочно уехал. Я попыталась поговорить с завучем Ниной Александровной. Она ответила, что Лиду толком не знала, хотя мама девочки утверждала: все конфликты разбирались с ее помощью.
— А можно я с классной — Татьяной Петровной — поговорю?
— Она не будет ничего комментировать! Школа ни при чем!
Я попыталась созвониться с учительницей по телефону. Она бросила в трубку:
— С родителями разбирайтесь…
Вчера вечером мне в слезах позвонила мама Лиды:
— Только что звонил директор и сказал, что я тревожу светлую память дочери, общаясь с журналистами. Они всегда врут. И попросил запретить публикацию!
Дарья ТОКАРЕВА
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Очень средняя школа
Классно-урочная (ударение, кстати, на втором слоге) система удобна. Когда с обычными учениками работают обычные учителя. Но чуть кто воспринимает учебный материал лучше или хуже — уже проблема. Нужно догонять умника или дожидаться тугодума. А если ребенок явно выделяется своими способностями?
Мудрый учитель умеет такого «выскочку» поддержать. Потому что знает: именно такие ребята в конце концов составляют славу педагога. Для учителя среднего такие ученики — постоянная головная боль. Вот их и «гасят». О том, что такая тактика смертельно опасна, никто не думает. Психологию подросткового возраста проходили-то еще в вузе. Хотя со временем можно и подзабыть, что тинейджеры — существа невероятно ранимые, что творческие натуры эмоциональны, что дети уход на тот свет воспринимают просто как выход…
Может быть, после этой публикации будет возбуждено дело по статье «доведение до самоубийства»… Но суть не только в этом. Мы хотим напомнить, насколько тонкая грань порой разделяет процесс воспитания и процесс «сживания со света».
Сейчас идет самая муторная, скучная и физически для детей тяжелая третья четверть. По статистике, именно на этот период приходится всплеск подростковых самоубийств. Мы обращаемся к учителям и родителям: вы — взрослые, умные и все понимающие. Будьте терпеливее и внимательнее к детям. Пожалуйста!
Александр МИЛКУС