«Экипаж»
ФИЛЬМ Александра Митты «Экипаж», который в этом году отмечает свое 25-летие, мог называться вовсе не «Экипаж», а «Запас прочности», и в главных ролях могли сняться не Александра Яковлева, Леонид Филатов, Георгий Жженов и Анатолий Васильев, а совсем другая команда в составе Олега Даля, Алексея Петренко, Елены Прокловой и Николая Караченцова. Об этом «Суперзвездам» рассказал директор картины Борис Криштул, ныне доцент ВГИКа и автор книги «В титрах последний».
— «ЭКИПАЖ» вошел в историю русского кино как трижды первый. Это первая картина, снятая в жанре катастрофы. Первая спродюсированная, поскольку была снята не только на государственные деньги, но и на средства «Аэрофлота». И, конечно же, первая, показавшая эротические сцены.
— Любовных сюжетов было отснято значительно больше, чем вошло в картину после вмешательства цензоров. Но все же половина постельных сцен осталась. И это радует.
— Яковлева с Филатовым не стеснялись быть пионерами в области киноэротики?
— Это мы, съемочная группа, стеснялись и боялись. А вот актриса — нет. «Ну что, будем сниматься?» — спрашивает Митта у Яковлевой. — «Да». — «Ну так раздевайся!» И Саша на глазах у всей группы снимает платье, потом трусики — в одну секунду раздевается, и никаких проблем. А Леонид Филатов стеснялся и во всех постельных сценах работал, не снимая брюк. Вот Георгий Жженов, он и в жизни, как в «Экипаже», — лидер, командир, он жил на экране. А Филатову пришлось играть, потому что он в жизни был абсолютно не плейбоем, а стеснительным и скромным человеком. Он говорил мне: «Я с такими трудностями играю эту роль».
— Почему Олега Даля, две недели проработавшего на картине, заменили Леонидом Филатовым?
— Даль уже начал сниматься, но потом вдруг зашел ко мне и говорит: «Директор, есть разговор. Наедине!» Я попросил всех выйти, а Олег закрыл дверь на ключ. «Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю — психую, — объясняет он. — В общем, сниматься не могу…» Я пытался отговорить его: «Куча денег уже потрачена», убеждал в том, что от таких ролей не отказываются, что он профессионал. «Я болен», — прервав мои излияния, коротко ответил Даль, резко поднялся с места, вытянул перед собой руки и замер, закрыв глаза. У него так сильно дрожали руки, что тут я понял: он не лукавит, а на самом деле не может сниматься. Но решение снять его со съемок мог принять только гендиректор «Мосфильма».
Мы пошли к Сизову, и Даль сказал ему: «Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте». Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята. Уже позже мы узнали, что даром Олегу это не прошло. Появился негласный приказ, запрещающий Далю сниматься на «Мосфильме» в течение трех лет. Но выполнять его не пришлось — через год Олега не стало.
— В ПЕРВОМ составе экипажа были Елена Проклова, Николай Караченцов и Алексей Петренко. Почему они так и не появились в картине?
— На самом деле жанр фильма-катастрофы удивительным образом проявился при подборе исполнителей главных ролей. Из четырех членов экипажа пришлось заменить трех. На роль командира Митта хотел пригласить Алексея Петренко, но тот почему-то резко отказался. Утвердили Георгия Жженова. Потом после великолепной пробы на роль второго пилота взяли Николая Караченцова. Как-то Николай зашел ко мне в кабинет и вроде бы не специально, мимоходом, будто актерский этюд разыгрывал, с шутками и прибаутками поведал, что очень прилично занят в своем «Ленкоме», что сейчас снимается в Белоруссии и на телевидении и даже выступает в концертах с вокальными номерами. «Ваши — один или два дня в неделю», — заявляет он и исчезает. Тогда на роль второго пилота мы взяли менее занятого актера Театра Советской Армии Анатолия Васильева.
Елена Проклова была утверждена на роль стюардессы фантастически быстро — одним телефонным звонком. Но, когда я попросил Лену приехать для заключения договора, она тут же примчалась на студию и… отказалась от роли! «Нет, — тараторила она, — сама я очень-очень хочу сниматься, но представляете, Олег Николаевич (Ефремов, главный режиссер МХАТа) ввел меня в несколько спектаклей. Ира Мирошниченко внезапно уехала в Южную Америку, и вот я вместо нее…» Лишившись стюардессы, Митта начал съемки с неполным составом экипажа: Жженовым, Васильевым и Далем. А потом, как вы знаете, и Даль отказался.
— Как в картине появилась Александра Яковлева? Ведь «Экипаж» стал для нее первой киноработой.
— Ее нашел кто-то из ассистентов по актерам. Она тогда была студенткой театрального училища Александрой Иванес. И как только Митта утвердил Сашу на роль, я поехал в училище просить разрешение на ее участие в съемках, приготовившись, конечно, к самому худшему. В училищах обычно не одобряли, когда студенты снимались в кино. А тут ректор меня огорошил: «Вы по поводу Иванес? Снимайте! Она свободна!» «Как же так?» — удивился я. «Эту студентку мы исключили за бесконечные опоздания и срывы репетиций, — объяснил он. — И вам не советую с ней связываться. Попомните мое слово, хлебнете вы с ней лиха!» Я не очень-то поверил ректору, а зря. Через два месяца и я с наслаждением вышиб бы ее из съемочной группы. Но приходилось терпеть, на пересъемки не было денег, а от одной мысли, что снова придется искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались.
— Например?
— Обычный съемочный день. Саша входит в павильон, а на ней платье из другой сцены. Режиссер останавливает съемку: «В чем дело?» «Художник по костюмам велела», — потупившись, как послушная школьница, отвечает Саша. Митта, страшно выругавшись, бежит к художнику по костюмам: «Ты почему такая-сякая срываешь съемку?» «И я ей сказала то же самое, — побледнев, оправдывается художница, — но актриса заявила, что это платье попросили вы…»
Ну не стерва ли? Потом как-то попросили ее заехать на студийной машине за Васильевым. «Обязательно», — пообещала она. Но в «Домодедово» приехала одна и безмятежно сказала: «А меня об этом никто не просил». Съемки были задержаны. Еще один скандал случился уже во время монтажного периода. Месяца за два до того «стюардесса» успела выйти замуж. Иванес заранее знала, что будет менять свою фамилию на фамилию Яковлева, но будто нарочно заявила об этом тогда, когда титры были уже готовы. После ее очередной истерики пришлось потратить деньги на их переделку.
100 долларов за название
— СРАЗУ ли возникло название картины «Экипаж» или были другие варианты?
Увидев первую сборку картины, прокатчики в ужасе закричали: «Какой еще «Запас прочности»? С таким названием фильм погибнет!»
— Фильм назывался «Запас прочности». Но, когда прокатчики увидели первую сборку картины, они в ужасе закричали: «Какой еще «Запас прочности»? С таким названием фильм погибнет!» Срочно собрали всю группу, и Митта говорит: «Дам 100 долларов тому, кто придумает хорошее название». Две недели думали-думали и ничего не придумали.
— А кто автор «Экипажа»?
— Митта.
— Насколько я знаю, руководители советской авиации были категорически против фильма об авиакатастрофе Ту-154. Как вам удалось разрулить ситуацию?
— Работа над сценарием фильма была еще в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: «Мосфильм» затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев — самые надежные в мире, «Аэрофлот» — самая лучшая и безопасная компания в мире. Надо было что-то придумать. И авторы — Ю. Дунский и В. Фрид — нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке, а вот подвиг, конечно же, на территории Советского Союза.
— «Аэрофлот» потом даже выступил в качестве спонсора фильма, не так ли?
— Мы с Александром Миттой уговорили замминистра авиации Павлова стать консультантом фильма. Но если в исторических картинах консультанты помогали фактами, то нам нужен был консультант, который бы снял трубку и сказал: «Снимайте в «Домодедове» или в «Шереметьеве», чтобы удешевить производство, И Павлов это делал.
А как мы искали самолеты! Списанных Ту-154 еще не было, модель была новая. Вдруг узнаем, что «кажется, во «Внукове» что-то случилось», потом «кажется, авария в Омске…» Звоним в омский аэропорт: «Говорят, у вас что-то случилось с Ту-154?» «Кто говорит?» — раздраженно спрашивает диспетчер. — «С киностудии «Мосфильм». — «Хоть из «Мультфильм»! Вы соображаете, что спрашиваете? Да еще по телефону!» Через два дня мы выяснили, что рейсовый самолет заходил на посадку в аэропорту Омска и пилот заметил, как из одного стоящего внизу Ту-154 валит дым. Он тут же связался с диспетчером. Тот вызвал пожарных. Пожар был таким сильным, что борцы с огнем отстояли только хвост. Хорошо, что обошлось без жертв. Через три недели, с большим трудом уместив негабаритный хвост на железнодорожную платформу, мы привезли драгоценный груз в Москву. И весь эпизод «ликвидации аварии в воздухе» снимали на этом обрубке.
Пока везли хвост, успели найти и «тело». В рейсовом самолете Киев — Москва один из пассажиров перевозил ртуть, а она каким-то образом разлилась. А ртуть и металл разъедает, и для людей опасна. Самолет отправили на завод для осмотра и ремонта. «Нельзя ли в нем поснимать?» подумали мы. И отправились с Миттой на переговоры с министром авиации Бугаевым. «Если будете делать такое кино, как «Небесный тихоход», поможем всемерно», — сказал Бугаев, и мы получили самолет в свое распоряжение.
— Вы уже говорили, что под монтажные ножницы попали эротические сцены. Что еще не увидели зрители?
— Очень долго продолжалась борьба за финал. По сценарию командир экипажа (Георгий Жженов) после пережитого стресса умирает прямо на глазах зрителей от сердечного приступа. Но два министра — авиации и кино — вцепились в горло Митте, настаивая на хеппи-энде. «Но это же история жизни. Все умирают! И вы умрете!» — брякнул Митта, показывая на министра. Но тут же понял свою бестактность и добавил: «И я умру». Месяц Митта боролся с министрами, но смерть командира экипажа все равно заставили убрать. Финальную сцену пришлось переснимать. И, как вы помните, герой Жженова умирает, но не в кадре. Просто стюардесса, объявляя «Вас приветствует командир корабля…», называет другую фамилию командира экипажа.
Татьяна БОГДАНОВА