Книжное пространство огромно и все время меняется: больше магазинов, больше переводов, больше книг про все на свете и в том числе про «это». Литературный критик и телеведущий Николай Александров размышляет об особенностях современной эротической литературы.
Читательский опыт эротической литературы раньше начинался с «Медицинской энциклопедии». Увиденное и прочитанное в ней резко расходилось с тем, чего,томясь,чаяла душа в пору полового цветения. Сладостные предчувствия наталкивались на какие-то трупные рисунки, непонятные термины и совершенно темный язык: эрекция, эякуляция, фрикции — как будто хирургические инструменты,холодные и лишенные всякой эротики. Гораздо созвучнее просыпающемуся эротическому чувству были туманные слова художественной прозы. Апулей, «Декамерон», «Озорные рассказы», «Пышка», ранний Пушкин с его «Царем Никитой».Тотальная асексуальность советской эпохи ставила перед пубертатами непреодолимые преграды, восполнявшиеся устным творчеством и неподцензурной литературой, то есть ходившими в списках «Лукой Мудищевым» и рассказом «В бане» Алексея Толстого, ныне свободно лежащими в интернете, и прочей беллетристикой. Романы Генри Миллера по своей идеологической разрушительности были приравнены к «Архипелагу ГУЛАГ». Миллера открыла перестройка, она же оправдала де Сада, «Историю О» и «Камасутру».
Сегодня, кажется, на эротическом поле доминирует видео, потому что действительно — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.
Я помню, как мне принесли редактировать огромную рукопись «120 дней Содома». Нужно было перевод сличать с оригиналом. Я возвратил рукопись, поняв, что ко столь пристальному чтению замечательного маркиза я не готов. Владимир Сорокин, когда я рассказал ему об этом, произнес: «Если бы я воспринимал близко к сердцу все написанное мною,меня бы разорвало».
Так оно и есть. Де Сад— предшественник сюрреализма, намеренной художественной отстраненности, или художественной фикции. И чтобы читать такие произведения, как, скажем, недавно вышедший «Портрет англичанина в запечатанном замке» Андре Пьера де Мандьярга, нужно смотреть на текст с отстранением и усмешкой. Чтобы не разорвало.