Иногда они возвращаются: самый авантюрный из российских авантюристов 90-х годов Сергей Мавроди объявил в понедельник о запуске своего нового проекта. Нового-то нового — но с вызывающе старым названием: МММ. Те, кто думали, что три знаменитые буквы навсегда покрыты чем-то вроде трёх цифр «666», оказались посрамлены. Создатель самой известной финансовой пирамиды не то что не стесняется её, а фактически провозглашает предлагаемые им схемы альтернативой современной денежно-кредитной системе.
Мы можем сыграть в тумбочку
«Старая» МММ формально объединяла первые буквы двух братьев Мавроди и привлечённой для проформы некоей Ольги Мельниковой (реально, конечно, всем руководил Сергей Мавроди). Новая имеет расшифровку: «Мы Можем Многое!» Что же представляет из себя это «многое»?
Мавроди объяснил это, воспользовавшись современыми коммуникационными технологиями, а именно — собственным блогом, в котором в понедельник была размещено его видеообращение. Заметим вскользь, что обращается Сергей Пантелеевич к народу запросто, без высокоумной экономической терминологии, тем более, как замечает он сам, «экономику я вообще за науку не считаю».
Итак: вы открываете в электронной платёжной системе WebMoney собственный счёт, на который кладёте N-ную сумму. Это, собственно, и есть ваш взнос или, если угодно, покупка билета МММ (так проще вспомнить себя 17-летней давности). Чтобы оформить эту «покупку», вы должны сообщить пароль от своего счёта так называемому «десятнику», то есть распорядителю счетов десяти вкладчиков. Над «десятниками» стоят, естественно, «сотники», которые аналогичным образом имеют доступ к счетам «десятников». Далее следуют, разумеется, «тысячники». Всех увенчивает некий «управляющий», которого обещает назначить Мавроди. Сам он — и это особо подчёркивается - в отличие от 1993-1994 годов, никакого участия в управлении принимать не будет: «Какое там? На мне долг в миллиард, всё описано, я должен отдавать приставам всё с любой операции», - но еженедельно станет объявлять котировки билетов.
Доходность будущих билетов МММ составит, по словам Мавроди, 20%, а для инвалидов и пенсионеров — 30%. Таким образом, стоимость своего билета можно увеличить за год примерно в девять раз, а инвалидам и пенсионерам — в 23 раза.
Процесс получения денег таков: обладатель билета обращается к десятнику. Десятник информирует о возникшем желании других членов десятки, которые должны дать согласие на выплату. Если десятка согласна, но денег на счетах для выплаты недостаточно, десятник обращается к сотнику, и тот компенсирует недостающую сумму из средств теперь уже сотни. Но если хоть кто-нибудь из членов десятки своего согласия не даёт, он немедленно вылетает из проекта, причём деньги ему возвращаются по цене приобретения билета.
Мавроди называет это теорией тумбочки: «Предположим, у вас есть сто долларов, лежащих в тумбочке, и тысяча человек, которые могут претендовать на то, что в ней лежит. Но они же не будут всей тысячей сидеть и целый день пялиться на эти сто долларов! Кому-то они понадобятся в один момент, кому-то в другой. СТО ДОЛЛАРОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ТУМБОЧКЕ ТОЛЬКО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЕЁ ОТКРЫВАЕТ».
Необременённые деньги
Основной довод критиков нового проекта МММ — на рынке в настоящее время нет таких активов, которые могли бы гарантировать 20-30-процентную месячную доходность. На это Мавроди отвечает убийственным аргументом: нет? И не нужно! «Никаких инвестиций не будет, - заявляет он. - Потому что инвестиции — это замороженные деньги». Потому, говорит Сергей Пантелеевич, и возникают проблемы, например, с теми же банковскими вкладами, что банки инвестируют привлечённые средства в какие-то проекты, «во дворцы, в которых сами располагаются, а что уж говорить про топ-менеджеров, получающих миллионные бонусы...»
То есть фактически Мавроди предлагает субъектам денежного процесса обойтись только деньгами же — в виде ли рублей, долларов или вот, билетов МММ, допустим, в электронной форме. Никакого реального обеспечения — золотом, недвижимостью либо промышленными активами — такая форма «порхающих бумажек» не предусматривает. Их курс выдумывает их, так сказать, демиург, естественно, курс может только повышаться. «Неужели кто-то всерьёз поверит, что при таких условиях я в первый же год работы системы не наберу хотя бы сто тысяч, а во второй — уже миллион вкладчиков? - задаётся вопросом Мавроди. - Это динамическая система, которая будет работать не менее пяти лет по-любому, после чего её можно перезапустить».
Мавроди не боится и слова «пирамида». «Да, пирамида, - говорит он. - Ровно такая же, которая по советам математиков создавалась США и которая, как показало время, может прекрасно существовать».
Несомненно, создатель МММ намекает на Бреттон-Вудское валютное соглашение между крупнейшими западными странами 1944 года, которое превратило послевоенную экономику развитых стран в зависимую от доллара. Который в свою очередь уже в конце 60-х годов исчерпал своё золотое обеспечение, и сейчас за ним чисто теоретически стоит « просто как бы вся экономика Соединённых Штатов». Тем не менее, Федеральная резервная система США продолжает печатать доллар, поскольку без него немедленно рухнет вся мировая торговля, при этом он по-прежнему продолжает котироваться на мировых валютных площадках. Те, кто внимательно следит за состоянием валютного рынка, прекрасно знают, что реальная покупательная способность доллара неизменно снижается; а его конкретный курс в конкретной стране — всего лишь показатель устойчивости экономики самой этой страны, но отнюдь не силы и слабости главной мировой резервной валюты.
Поэтому при всей авантюрности Сергея Мавроди, при всём тянущемся за ним репутационном шлейфе приходится с удивлением признать, что его цинизм — это честный цинизм. В отличие от традиционных финансовых структур — что государственных, что негосударственных. Поэтому, вероятно, он столь ненавидим и властями, и банкирами. «Простые люди», как известно, относятся к нему с понимающей улыбкой.
И тот, кто улыбается шире других, возможно, вполне рискнёт поиграть с Сергеем Пантелеевичем ещё раз.
Автор Валерий Черницын
http://komikz.ru/news/economy/?id=1525