Происхождение фразеологизмов, выражений
Хотите узнать, откуда произошли известные фразеологизмы русского языка. Тогда читайте эту тему, здесь много интересного можно почерпнуть )
Всё трын-трава
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное
снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась
«тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то
есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи - немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста.
Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь
называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не
годен.
Подложить свинью
По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые
народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому
человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли
его веру.
Всыпать по первое число
Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую
неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник
переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого
числа следующего месяца. Кстати, эта же воспитательная мера дала ещё
один фразеологизм -
-Прописать ижицу
Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы
порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту
букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать , проще выпороть .
А вы ещё ругаете современную школу!
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол
здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное
стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная
болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным,
беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно
«казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания
Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными
русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь
на своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и разные
должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской
охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и
лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у
князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с
пренебрежением отзывались: непутёвый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно
связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного
провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой
наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали
мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его
пляске. Это и был козы барабанщик . Его воспринимали как никчемного,
несерьёзного человека. А если ещё и коза отставная ?
Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это
выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили
медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать
разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точёные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное,
сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую,
витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к
нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение
обозначать пустую болтовню.
Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом
обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей.
В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки
и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или
зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном
представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера)
результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает
птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на
промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно
так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой
силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что
добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были
уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге,
удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари
делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку,
надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши
поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее
особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими —
«баклушечниками», и пошла наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного
бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней
недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также
посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о
дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять
просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались
тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко
всему, что неизвестно когда исполнится.
Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ - сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во
всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное. Реветь белугой
Нем, как рыба - это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой
? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют
полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд
отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла,
тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После
этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже
не существует, а выражение все живёт...
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через
печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или
дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет
ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то
и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет
жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится
- заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!
Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом - это стоять
навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у
него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон - это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли
четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!
Вверх тормашками
Тормашить - во многих русских губерниях это слово означало ходить .
Значит, вверх тормашками - это всего-навсего вверх ходилками , вверх
ногами .
Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - тёртый калач .
Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли , отчего калач
получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица - не тёрт, не
мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды.
Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду . А если рыбу, то все
понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся
на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде,
над чистым дном - пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все
обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.
И на старуху бывает проруха
А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой)
такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?Смысл, следовательно,
такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться .Толкование из уст
знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха
Поруха(укр.)ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда.В
конкретном же смысле поруха(др. рус.) - изнасилование. Т.е. всё
возможно .
Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней,
тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его:
Откуда ты, Никита? , он отвечал, что из богатого и красивого города
Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города,
что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей
лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка
попал домой при помощи своего языка.
Шаромыжники
...1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без
пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра
ми , типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть.(одна из
гипотез)
Сволочь
Это слово диоматического оборота.Есть такая река Волочь, когда рыбаки
приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли.Есть еще несколько
томологических смыслов этого слова.Сволакивать- собирать, волочь. От
них и произошло это слово. Но ругательным оно стало совсем не давно.
Это заслуга 70 лет в КПСС.
Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым
загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания. "
Отредактировано Невидимиус (13-09-2011 22:01:22)