Быстрый переход по разделам форума

Простор открыт

Объявление


Просторчане, как здорово, что мы здесь, на этом острове, затерявшемся в море интернета. Здесь тепло и просторно ) Спрячьтесь за пальму и погрузитесь в атмосферу идиллии. И самое удивительное в этом чудном заповеднике слов - здесь живёт свобода слова, цените её пока она жива)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Простор открыт » Транспортные средства » История транспорта. Подписывайте фото... по возможности.


История транспорта. Подписывайте фото... по возможности.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Здесь и ниже техника из Московского музея автомобилей Вадима Задорожного

Мотоциклы БМВ

http://i049.radikal.ru/0801/63/bab711e33b67.jpg

BMW R75  BMW R75
BMW, Германия, 1945.
БМВ Р75, пожалуй, лучший тяжелый мотоцикл второй мировой войны, по техническим характеристикам эта машина превосходила все мотоциклы воюющих сторон. Легендарно надежный и выносливый BMW R75 одинаково хорошо показал себя как в пустынях Африки, так и на дорогах Европы

http://i018.radikal.ru/0801/fd/8094a634de35.jpg

BMW R12
BMW, Германия, 1935-1942 гг.
Благодаря своей технологичности, достаточно высоким характеристикам и значительно более низкой, по сравнению со специальными мотоциклами BMW R-75 и KS-750 цене, BMW R-12 стал самым массовым мотоциклом немецкой армии.

http://i006.radikal.ru/0801/b7/a936ec40bcc8.jpg

BMW-R71
BMW, Германия, 1938 - 1941
Мотоцикл имел простую, и вместе с тем отшлифованную до совершенства конструкцию, был не быстр, но с хорошим крутящим моментом, что очень важно для боевого мотоцикла с коляской. Он имел оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, и вместе с тем, обладающий мощностью в 22 л.с.

+1

2

Автомобили Хьорх

http://i047.radikal.ru/0801/4c/c82cf38f146d.jpg

Horch 853 A (Хорьх 853 А)
Цвикау, Германия, 1937-1939 гг.
Великолепный автомобиль, выпущенный в 487 экземплярах и предназначенный для генеральских чинов германской армии, а также крупных чиновников "Третьего Рейха".

http://i018.radikal.ru/0801/50/fc692bc276ef.jpg

Horch 951 A
Кузовное ателье Erdmann
Автомобиль Horch 951 А изготовлен по специальному заказу. Шасси было собрано на заводе Horch в апреле 1938 года и поступило в берлинское кузовное ателье Erdmann & Rossi.

http://i034.radikal.ru/0801/5a/ae8efc78f14a.jpg

Horch 930S  Horch 930
Auto Union AG, Германия, 1939 г.
Horch 930 - самый маленький из Хорьхов

0

3

Опель

http://i047.radikal.ru/0801/ce/edbc8769f55b.jpg

Opel Super 6
Фирма Opel, Германия, 1937 год.
В Opel Super 6 не было революционных инженерных решений или дизайнерских изысков, но это был вполне добротный, солидный немецкий автомобиль.

0

4

Мерседес

http://i023.radikal.ru/0801/89/6b9266f5ef82.jpg

Mercedes-Benz 540 K  Mercedes-Benz 540 K (W 29)
Daimler-Benz, Германия, 1936-1939.
Mercedes-Benz 540 K был роскошной, солидной, машиной, для солидных людей, но в отличии, скажем от Grosser Mercedes 770, которым управлял профессиональный водитель, 540-й был создан для эксплуатации «без шофёра» и потому был особенно удобен в управлении.

http://i037.radikal.ru/0801/5c/698306c05f54.jpg

Mercedes-Benz 320 cabriolet B
Германия, 1939 год
Модель Mercedes-Benz 320 была впервые представлена на Берлинском автосалоне в феврале 1937 года. Она пришла на смену модели 290, которая представляла средний класс автомобилей штуттгартского концерна.

http://i038.radikal.ru/0801/de/939eb787669e.jpg

Mercedes-Benz 170  Mercedes-Benz 170V (W136)
Даймлер-Бенц (Daimler-Benz), Германия1936 год.
Mercedes-Benz -170 - самый массовый "гражданский" автомобиль Вермахта (Vermaht) времен ВМВ.

http://i023.radikal.ru/0801/de/aca8e4205776.jpg

Mercedes-Benz 190SL (W 121)
Daimler-Benz, Германия, 1955-1963.
Когда мы говорим о Mercedes-Benz 190SL, то знаменитый слоган Mercedes - "Engineered like no other car in the world" ("Сконструирована, как никакая другая машина в мире") - работает на 100%.

http://i013.radikal.ru/0801/09/b1530f167eab.jpg

Mercedes-Benz 300SL Roadster Mercedes-Benz 300SL Roadster
Mercedes-Benz, Германия, 1958 год.
"Mercedes-Benz 300SL Roadster" был приобретен в 1958 году принцессой Монако Грейс Келли и прошел славный "боевой путь" пока не достался Автомобильному клубу кабриолетов и родстеров. Этот выдающийся автомобиль до сих пор выглядит "на все сто" и продолжает побеждать в ралли.

0

5

http://i018.radikal.ru/0801/63/399381797141.jpg

Wanderer W40, Хемниц/Зигмар, Германия, 1911-1941гг.  Wanderer W40
Хемниц/Зигмар, Германия, 1911-1941гг.
Лимузин среднего класса, предназначенный для каждодневной езды. Впоследствии фирма "Вандерер" вошла в компанию "Ауто-Унион"(Ауди).

http://i009.radikal.ru/0801/68/0238c1b2c6a7.jpg

Adler Trumpf Junior, кузовная фирма Ambi Budd, Германия, 1939 год  Adler Trumpf Junior
Кузовная фирма Ambi Budd, Германия, 1939 год
Впервые переднеприводная модель Adler Trumpf была представлена в 1932 году на Женевском автосалоне. Его создателем был Густав Рёр – автомобильный и авиационный конструктор, основатель автомобильной марки Rohr, которая прекратила свое существование в 1930 году.

0

6

http://i005.radikal.ru/0801/0c/1f5ed98d4d7a.jpg

BMW 327 Sport- cabrio
Германия, 1937 год.
В 1936 году фирмой БМВ был создан наиболее популярный 6-цилиндровый верхнеклапанный мотор, предлагавшийся в двух вариантах: на автомобилях серий "319" и "329" он имел объем 1911 см3 и мощность 40-55 л.с., для следующих серий "320", "321", "326", "327" и "328" объем увеличили до 1971 см3, а мощность в разных исполнениях - от 45 до 80 л.с.

http://i038.radikal.ru/0801/ef/5381c9c4538e.jpg

BMW 326, кузовное ателье Wendler, Германия, 1939 год  BMW 326
Кузовное ателье Wendler, Германия, 1939 год
В 1936 году на Международном автомобильном салоне в Берлине состоялся дебют BMW 326 – инновационной как в стилистическом, как и в техническом отношении модели. В этом самом удачном немецком автомобиле предвоенных лет комфорт и представительность подчеркивались больше, чем мощность и спортивность.

0

7

Британские автомобили

http://i048.radikal.ru/0801/df/d1aead7a6065.jpg

MG TD
MG, Великобритания, 1952 год
MG TD – это воплощение стильного английского спортивного родстера, главные козыри которого – в точной управляемости, быстром прохождении поворотов и удовольствии от вождения.

0

8

http://i017.radikal.ru/0801/47/9cb1e63b69fa.jpg

Jaguar XK 120 Aluminium
Великобритания, 1949 год
Идея создать этот автомобиль принадлежала отцу-основателю фирмы Jaguar Уильяму Лайонсу. Всего за три недели он вместе с инженерами Уильямом Хайнессом и Уолли Хассаном на основе укороченного шасси Jaguar Mark V создал прототип нового родстера и сам нарисовал его эффектные обводы.

0

9

http://i041.radikal.ru/0801/a4/11e8cb4eceaf.jpg

Triumph 1800 Roadster
Великобритания, 1948 год
Модель Triumph 1800 производилась с 1946 по 1948 год и считается одной из самых неудачных в истории фирмы.

0

10

http://i004.radikal.ru/0801/b6/8f29659079ff.jpg

Jaguar E-type, Великобритания, 1965 год  Jaguar E-type
Великобритания, 1965 год
Презентация нового спортивного родстера Jaguar E-type состоялась в марте 1961 года на Женевском автосалоне. Стильный и стремительный автомобиль, с чувственными линиями капота, он выражал собой весь блеск и оптимизм Великобритании начала шестидесятых.

0

11

http://i043.radikal.ru/0801/e0/a319d4a8e9ff.jpg

Triumph TR3A
Великобритания, 1957 год
Модель Triumph TR3А была впервые представлена в сентябре 1957 года и была дальнейшим развитием модели TR3, которая появилась двумя годами ранее.

0

12

Итальянские, Альфа-Ромео

http://i035.radikal.ru/0801/96/8d1829cd99da.jpg

Alfa Romeo 6C 2300B Gran Tourismo
Alfa Romeo, Италия, 1934 - 1937 г
Впервые этот четырёхместный автомобиль был представлен публике в 1934 году на автомобильной выставке в Милане. Модель 6C 2300 B сочетала в себе все лучшие качества своих предшественников – Alfa Romeo 8C 2300 и 6С 1900.

http://i037.radikal.ru/0801/59/ba040b3202f9.jpg

Alfa-Romeo 6C2500
Италия
Alfa Romeo 6C 2500 сошла с конвейра завода компании Alfa Romeo в Портелло в 1939 году. Эта машина стала наследницей знаменитой Alfa Romeo 1500, пренесшей славу компании в конце 1920-х годов.

http://i004.radikal.ru/0801/cf/79d257225ad3.jpg

Alfa-Romeo 8C2900B Mille Miglia
Кузовное ателье Touring, Италия, 1939 год
Одна из самых красивейших довоенных моделей фирмы Alfa-Romeo c кузовом ателье Touring, изготовленным по технологии Superleggera с использованием легкого трубчатого каркаса и алюминиевых панелей.

0

13

Автомобили СССР - ГАЗ 13 Кабриолет («Чайка»).

http://i036.radikal.ru/0801/81/97e46a208c9e.jpg

http://i003.radikal.ru/0801/6c/4c654dcc0751.jpg

http://i019.radikal.ru/0801/f6/4e96f8a39ecc.jpg

http://i029.radikal.ru/0801/ec/d3de2c03b3f5.jpg

Автомобиль ГАЗ 13 "Чайка" появился в 1959 г., этот большой семиместный седан сменил ГАЗ 12 "ЗИМ", став новым флагманом Горьковского Автомобильного Завода. Дизайн машины был навеян образцами американских производителей, законодателей тогдашней автомобильной моды. Дизайн и конструкция ГАЗ 13" Чайки" были отмечены в 1958 г. Гран-При на Всемирной выставке в Брюсселе.

Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ 13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ 13Б и медицинский универсал ГАЗ 13С, собиравшийся на заводе РАФ. На базе последнего в единственном экземпляре был создан катафалк, правда, это был всего лишь опытный образец. Модификации лимузина и кабриолет ГАЗ 13 изготавливались, в основном, по заказу Министерства обороны. Военные также причастны к изготовлению нескольких самодельных кабриолетов, которые были сделаны из обычного седана и отличаются отсутсвием складного верха. Немногие знают о том, что в середине 70-х, по заказу генералов Генштаба, на военных предприятиях осуществлялась сборка своеобразных гибридов: на шасси ГАЗ 12 "ЗИМ" устанавливался кузов ГАЗ 13 "Чайки". Полюбилась машина и киностудиям, несколько экземпляров собственными силами были оборудованы платформами для съемок.

В 1963 г. была предпринята попытка модернизировать ГАЗ 13, был изготовлен опытный образец со сдвоенными передними фарами, полосной решеткой радиатора и другими бамперами, но дальше образца дело не пошло. За все время существования ГАЗ 13 выпускалась в первозданном виде, изрядно устарев морально в 70-х годах. Ей на смену в 1977 г. появилась новая модель - ГАЗ 14 "Чайка", однако обе модели выпускались параллельно, вплоть до 1981 г.

Всего было изготовлено 3 179 автомобилей ГАЗ 13, включая 20 универсалов, и приблизительно 7-8 кабриолетов. Все машины окрашивались в черный цвет, за исключением одной белой "Чайки", подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы ,была машина ГАЗ 13 красного цвета.

Техническая характеристика ГАЗ-13 "Чайка"(1959-1981)

    * Двигатель: 8-цилиндровый, верхнеклапанный, двухрядный, с V-образным расположением цилиндров.
    * Рабочий объем: 3500 см3
    * Мощность: 195 л.с. при 4200 об/мин
    * Карбюратор: четырехкамерный
    * Коробка передач: автоматическая, гидромеханическая, 5-ступечатая
    * Рама: Х-образная без боковых лонжеронов.
    * Подвеска: гидравлическая с централизованной системой смазки передней подвески и рулевых тяг.
    * Ножной тормоз механический с вакуумным усилителем, на все колеса.
    * Ручной тормоз: механический на задние колеса.
    * Кузов: 5-7-местный, седан, лимузин, кабриолет, универсал.
    * Вес автомобиля: 2000 кг.
    * Расход топлива на 100 км: 21 л.
    * Разгон до 100 км: 20 сек.
    * Максимальная скорость: 160 км/ч

0

14

ЗИС-115 Бронированный лимузин Сталина., Москва, СССР, 1945

http://i042.radikal.ru/0801/89/4f6bb937b499.jpg

http://i018.radikal.ru/0801/b6/07bf66595dd7.jpg

http://i025.radikal.ru/0801/ba/f06e66e5835d.jpg

ЗиС 115 (ZIS-115)

ЗИС 115, в отличие от ЗИЛ 110, не выпускался не для народного хозяйства, не для свободной продажи гражданам. ЗИС 115 нельзя было купить, он предназначался исключительно для высшего партийно-правительственного руководства страны.

К выпуску представительских лимузинов ЗИС вернулся только в конце  второй мировой войны. В конце июля 1945 года была собрана первая партия представительских лимузинов "ЗИС-110". Самым первым "ЗИС-110", как это ни странно, был "ЗИС-115" - эксклюзивная модель, сделанная специально для Сталина. Всего было выпущено 35-45 экземпляров ЗиС 115. Эти представительские модели были ориентированы исключительно на партийных бонз и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции ЗиС 115, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. При производстве ЗиС 115 большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть ЗиС 115 оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения. После "ЗИС-115" завод изготовлял "ЗИЛ-111" (1958-1961 гг.), "ЗИЛ-111Г" (1963-1967 гг.), "ЗИЛ-114" (1967-1977 гг.) "ЗИЛ-115" (1974 -1989 гг.) "ЗИЛ-117" (1974 г.) 

Техническая характеристика ЗиС 115

    * Годы выпуска: 1945-1959гг.
    * Всего изготовлено: 40 экз.
    * Тип кузова: бронированный лимузин
    * Вес: 7 300 кг
    * Мощность двигателя: 162 л.с.
    * Число цилиндров: 8
    * Расход топлива: 27,5 литров/100 км

0

15

ЗиС - 110 Б Кабриолет

http://i049.radikal.ru/0801/bd/e39fe55bfaf2.jpg

http://i042.radikal.ru/0801/64/dbfc9834e276.jpg

http://i016.radikal.ru/0801/55/f605f72071b4.jpg

http://i005.radikal.ru/0801/f1/e6014506ada4.jpg

ЗиС 110Б (ZIS 110B)

ЗИС 110 - автомобиль высшего класса, выпускались его модификации с кузовами седан, кабриолет и универсал.

К легковым автомобилям ЗиС обратился в 1936 году. Первым стал представительский лимузин "ЗиС-101", конструкция которого базировалась на американской модели "Бьюик Эйт" (Buick Eight) серии "90". Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля. После окончания второй мировой войны ЗиС вернулся к изготовлению представительских машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль "ЗиС-110" был разработан на основе американских моделей "Паккард-180" (Packard) образца 1941 года и "Бьюик Лимитед-90" (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Конструкции "ЗиС-101" и "ЗиС-110" разрабатывались с оглядкой на американскую инженерную школу. ЗИС-110 первыми в советском автомобилестроении имели цельнометаллический кузов, комплектовались рядными 8-цилиндровый двигателями мощностью 140 л.с. с гидротолкателями клапанов, тонкостенными вкладышами коленчатого вала. Гидромуфту в трансмиссии, полуавтоматическую коробку передач, независимую подвеску передних колес, гипоидную главную передачу, раздельный привод передних и задних тормозов. Оборудование ЗИС 110  включало радиоприемник, сложную систему вентиляции и отопления, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку за передним сиденьем. Нужно отметить, что модель выпускалась достаточно крупными сериями. Кроме лимузинов ЗИС 110, выпускали кабриолеты "ЗиС-110 Б", на которых в 50-х годах принимали военные парады, а кинооператоры использовали их до конца 80-х.   
Техническая характеристика ЗиС 110Б

    * Годы выпуска ЗИС 110: 1945 -1959 гг.
    * Тип кузова: кабриолет
    * Вес: 2 575 кг
    * Мощность двигателя ЗИС 110: 140 л.с. при 3600 об/мин.
    * Число цилиндров: 8
    * Рабочий объем: 6005 куб. см.
    * Скорость: 140 км/ч
    * Расход топлива: 23 литров/100 км

0

16

Лимузины для слуг пролетариата

29 апреля 1936 года два новеньких ЗИС-101, одни из первых автомобилей представительского класса, выпускавшиеся в СССР, въехали в Кремль, где автомобили принимало Политбюро. В то время сам Сталин ездил на американском «Пакарде», поэтому конструкторы советского представительского автомобиля побаивались, что после сравнения «отец народов» с гневом забракует их детище. Но вышло совсем наоборот, и ЗИС-101 пошёл в серийный выпуск.

Гараж особого назначения

История отечественного автопарка для «избранных» началась однако гораздо раньше, ещё в апреле 1901 года министр императорского двора барон Владимир Фредерикс (1838–1927) приобрел для развлечения государя паровой экипаж французской фирмы Serpollet. Правда, далеко уехать на нём не удалось — «дьявольская повозка» застревала на русских дорогах. И хотя Николая II эта неудача изрядно позабавила, он заинтересовался новой техникой. Поэтому не отказался, когда в 1903 году князь Владимир Орлов (1868/1869–1927) предложил императору прокатиться на своем бензиновом автомобиле. Прогулка на «моторе» привела в восторг Николая II — и с тех пор он всё реже заглядывал в конюшню и всё чаще предпочитал автомобильные вояжи. А чтобы не злоупотреблять любезностью князя, через год был создан Императорский гараж, руководство которым поручили тому же Орлову.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_01.jpg
С подачи князя Владимира Орлова Николай II быстро пристрастился к автомобилям. В Императорском гараже были собраны лучшие автомобили эпохи для самых разных случаев. Князь Орлов сам возил царя, пока для этого не пригласили Адольфа Кегресса. Но Орлов ещё долго ездил рядом с водителем во всех поездках царя. Фото: George Grantham Bain Collection из архива Библиотеки Конгресса США

Начали всего с двух автомобилей — а уже в 1913 году его парк насчитывал около шестидесяти лимузинов, прогулочных и спортивных машин, которые находились в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Среди них были отечественные Руссо-Балт 12–20 и Руссо-Балт 24–40, мощные «Роллс-Ройсы», популярные уже тогда «Мерседесы» и особенно любимые императором французские «Делоне-Бельвили». Многие автомобили выполнялись по специальным заказам, другие приобретались на престижных автомобильных выставках. Разумеется, кроме самого царя, на них выезжала и многочисленная свита — в сопровождении отчаянно пытавшейся не отстать охраны, которая по старинке ехала верхом на лошадях. Для управления подвижным составом Императорского гаража была создана специальная школа шоферов. А личный «автокучер» царя талантливый инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse, 1879–1943) был приглашен из Франции.

После Февральской революции царский автопарк попал в руки народа. А что уцелело после Временного правительства, в октябре 1917 года досталось новой власти — Совнаркому. Вожди пролетариата быстро распределили между собою наследие «царского режима». Так, «Воксхолл» 1914 года выпуска, который ранее возил императрицу, теперь служил Сталину, а вот Ленину достался автомобиль «Тюрка-Мери», причем вместе с шофером — Степаном Гилем. Бывший водитель государыни Александры Федоровны теперь не только возил лидера революции, но и возглавил Гараж особого назначения (ГОН, Кремлевский гараж), который был создан по личному указанию Ленина 31 декабря 1920 года. Это назначение Гиля заодно основало интересную иерархию среди шоферов «спецгаражей»: их положение в ней соответствовало положению их «хозяина». Шофер «первого» (первого секретаря) или тем более «генсека» был в «спецгараже» самым главным лицом. Его требования и пожелания были обязательны к выполнению — он лично отвечал за безопасность передвижения своего высокопоставленного пассажира. Иногда вместе с ним удачливый и покладистый шофер мог передвигаться к вершине пирамиды, но также мог пойти на дно, как одно из доверенных лиц — судьба многих шоферов репрессированной в 30-е годы «верхушки» была весьма печальной. Степану Гилю повезло — проработав чуть более года, он был просто уволен после того, как заболевший и ставший «не выездным» Ленин начал утрачивать власть. Место начальника ГОН занял Павел Осипович Удалов — личный шофер Сталина.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_02.jpg
Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost — на такой модели ездил Ленин. Этот «Роллс-Ройс» прозвали «Серебрянным призраком» — по тогдашним меркам автомобиль был почти бесшумным, а кузов выставочного экземпляра был серебристым. Фото: © Rolls-Royce Enthusiasts Club

Нещадно эксплуатируемые императорские автомобили приходили в негодность, а достать к ним запчасти было практически невозможно. В распоряжении одного только Ленина было пять лимузинов, плюс по одному он закрепил за своими родственниками. Попытка же возродить отечественный Руссо-Балт в Москве была неудачной. Поэтому перед руководством СССР встал выбор: пересесть на конные экипажи или пойти на поклон к «проклятым буржуинам». Выбрали последнее, и Гараж особого назначения начал пополняться новыми импортными автомобилями. Одним из первых туда прибыл великолепный Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost — лично для Владимира Ильича. После смерти Ленина началась длительная эпоха экономического сотрудничества с США. И парк ГОН начал пополняться моделями «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Бьюик». Для сопровождающей их охраны приобрели более скромные Ford-A, а затем Ford V8.

Но с началом индустриализации, когда началось становление отечественного автопрома, в целях поднятия его престижа, руководство страны решило пересесть на советские автомобили.

Первые советские

Задача была не из простых. Выпуск представительских автомобилей — весьма сложное и дорогое дело, которое требует наличия необходимой производственно-технической базы и опыта. Автомобильная промышленность СССР тогда делала свои первые шаги, а тут ей вообще пришлось начинать с нуля.

Первым опытом стал выпуск модели Ленинград-1 (Л-1), которую создали по личной инициативе Сергея Кирова. На Ленинградском заводе «Красный путиловец» взяли за основу американский Buick-30-90, 8-цилиндровый рядный двигатель мощностью 105 л.с. изготовили самостоятельно. 24 апреля 1933 года первый советский лимузин покинул заводские ворота, вскоре за ним последовали ещё пять. Но, увы, дальше дело не продвинулось: завод получил срочный заказ на выпуск тракторов и танков, и про Л-1 пришлось забыть.

Однако идея эта получила развитие — уже на московском Заводе имени Сталина (ЗИС). За основу снова был взят «Бьюик» — Buick 32–40. Сначала приходилось даже заказывать в США кузова, выпуск которых ещё не могли наладить на ЗИСе. В итоге вышел отличный автомобиль длиной 5,7 м с восьмицилиндровым рядным двигателем, мощность которого наши инженеры подняли до 110 л.с.

29 апреля 1936 года, покинув цех, два новеньких ЗИС-101 въехали в Кремль — где на осмотр автомобилей вышло всё Политбюро, автомобиль получил одобрение. До 1941 года было выпущено восемь тысяч семьсот пятьдесят две единицы ЗИС-101 в нескольких модификациях: представительские лимузины (в том числе бронированные), кабриолеты, «скорая помощь», гоночный ЗИС-101-спорт, а также гражданские варианты, предназначенные для руководителей крупных предприятий и всевозможных «стахановцев». Последние их не получали, а покупали — на государственную премию. Сталин, в отличие от Ленина, пресекал раздачу ведомственных автомобилей.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_03.jpg
Лимузины для народа — ГАЗ 12 ЗИМ. Фото (GNU FD license): Tubaist

И всё же сам Сталин по-прежнему предпочитал свой бронированный, подаренный ему президентом Рузвельтом (Franklin Delano Roosevelt, 1882–1945) Packard Twelve. Но в 1943 году, в самый разгар войны, Сталин подписал указ о создании нового представительского автомобиля. Решено было делать автомобиль на основе восьмиместного Packard-180. Прототип изготовили уже в 1944 году, а в августе 1945-го начали собирать первую партию. При этом абсолютно всё было изготовлено своими силами, без закупок деталей в США. Базовая модель, получившая название ЗИС-110, представляла собою пятиместный лимузин массой две с половиной тонны, оснащенный шестилитровым двигателем V8 мощностью 140 л.с. Интересно, что специально для него пришлось освоить производство в СССР бензина А-74, поскольку на тогдашнем А-66 он не заводился.

Как и его предшественник, ЗИС-110 выпускался в нескольких вариантах: лимузин ЗИС-110, прогулочный кабриолет ЗИС-110Б, «скорая помощь» ЗИС-110А, полноприводный ЗИС-110П и другие. При этом лимузины имели беспрецедентно шикарную отделку — например, сидения набивались пухом гагар, а обшивка салона производилась дорогим сукном. Однако применение этих натуральных материалов имело неожиданное последствие — они стали лакомством для моли и мышей! Для вождя был изготовлен бронированный ЗИС-110С, впоследствии получивший обозначение ЗИС-115. Его масса выросла до семи тонн — за счет 6-милиметровой брони и 75-милиметровых стеклопакетов.

В свободную продажу ЗИС-110 уже не поступали, вместо них был создан «народный лимузин» ГАЗ-12 ЗИМ. По сути, это была увеличенная до размеров представительского автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а по американским меркам — обычный полноразмерный автомобиль, в кузов которого втиснули салон лимузина. Однако цена делала его для подавляющего большинства покупателей той самой грушей, которую нельзя скушать. Поэтому основная масса ГАЗ-12 работали служебными автомобилями (в том числе столичными такси), а в частные руки, по сниженной цене, попадали списываемые, отслужившие свой гарантийный срок. Для многих ГАЗ-12 это завершилось весьма печально — из-за вместительного салона новые владельцы использовали их как грузовички, что только ускорило их конец.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_06.jpg
«Чайка» в музее истории ГАЗа. Фото с сайта Автосфера.ru

Полет «Чайки»

ГАЗ-12 был последним советским представительским автомобилем, который попал в свободную продажу. Наверное, руководство СССР решило, что рядовым гражданам не стоит прыгать выше уровня машин типа «Волга». Поэтому следующая модель, ГАЗ-13 «Чайка», выпускавшаяся в 1959–1981 годах, предназначалась уже исключительно для служебного пользования. «Чайкой» пользовались первые секретари обкомов, руководители республиканских ведомств и крупнейших предприятий, министры. Единичные экземпляры были подарены таким известным людям, как Юрий Гагарин (1934-1968) и Михаил Шолохов (1905-1984). Для всех остальных она была неосуществимой мечтой.

«Чайку» часто называют самым красивым автомобилем советского производства. Глядя на неё, трудно с этим не согласиться. Неудивительно, что в крупных городах списанные «Чайки» передавались во Дворцы бракосочетаний — и для родителей кого-то из нас они запомнились как свадебные автомобили, мчащие их к семейному счастью. Весьма замечательным был 195-сильный двигатель автомобиля, который так же использовался в бронетранспортерах. Среди достоинств ГАЗ-13 были также автоматическая коробка передач и возможность поднимать и опускать антенну и стекла простым нажатием кнопки.

С приходом к власти Никиты Хрущева (1894–1971) в Гараже особого назначения произошли большие изменения: все иномарки оттуда пропали. А завод имени Сталина переименовали в честь Лихачева, и с 1959 года начали на нем производить правительственные ЗИЛ-111, напоминающие увеличенную «Волгу» ГАЗ-21 (6,16 м длины, двигатель V8 200 л.с.).

Представительские ЗИЛы предназначались для самого высшего руководства СССР, членов Политбюро КПСС — отчего в народе их прозвали «членовозами». Кроме того, они участвовали в самых ответственных мероприятиях и ритуалах. На них принимали парады на Красной площади, именно в кабриолете ЗИЛ-111 предстал перед ликующей Москвой первый космонавт Юрий Гагарин.

Следующая эпоха советского лимузиностроения началась с переходом власти от Хрущева к Брежневу (1906–1982). Леонид Ильич был большим ценителем автомобилей, особенно иностранных — но вместе с тем ратовал за создание отечественных моделей. Поэтому уже в 1967 году появляется ЗИЛ-114, ставший эталоном советского представительского автомобиля и называемый тогда визитной карточкой страны. Корпус длинной 6,3 метра покоился на мощной раме и очень хорошей подвеске, что обеспечивало неслыханную ранее плавность хода — по этой причине несколько специальных вариантов автомобилей были переданы ведущим киностудиям в качестве операторских машин. Двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире. Всего было собрано 120 таких автомобилей.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_05.jpg
Во время «перестройки» инструменты и оборудование для производства советского лимузина были уничтожены. Видимо, кто-то считал, что «Чайка» при демократии не нужна. Потрёпанную временем «Чайку» пока ещё можно найти на рынке подержанных машин. Фото (Creative Commons license): Adam Baker

К широко отмечаемому в 1977 году юбилею революции автопарк ГОН решили обновить. Однако новая «Чайка» ГАЗ-14, став длиннее, потеряла шарм своего предшественника — хотя приобрела такую полезную деталь, как кондиционер. Правда, некоторые чиновники ворчали, что кондиционер в машине нужен только загнивающему Западу (чтоб не так быстро загнивал), и предпочитали по старинке охлаждаться открытием окошка.

Вместе с этим на новую модель пересело и Политбюро: в 1978 году появился ЗИЛ-115, позже переименованный в ЗИЛ-4104. Первые 25 автомобилей сразу же разобрали себе руководители партии и союзных республик. По своим техническим характеристикам ЗИЛ-4104 стал наиболее совершенным из отечественных «членовозов»: мощность возросла до 330 л.с. (100 км/час он набирает за 13 секунд), были решены мелкие проблемы, досаждавшие водителям и пассажиров предшествующих моделей. В разных вариантах он выпускался до 2002 года, а всего с конвейера сошли 320 машин.

На специальных ЗИЛ-41045 впервые была установлен салон-бронекапсула, обеспечивающая большую безопасность, чем традиционные стальные вставки. Согласно расчетам, она может выдержать попадание снаряда малокалиберной пушки. Кроме того, на базе основного автомобиля были созданы два особых «реанимобиля» — на тот случай, если в поездке по стране вождей пролетариата подведет здоровье. Для периода конца 70-х — начала 80-х, когда генсеки были практически постоянно при смерти, это было очень актуально.

http://www.cripo.com.ua/0312/auto_izbr_04.jpg
Лимузин Президента — ЗИЛ-41047. Фото с сайта Президента России

Увы, с началом «эпохи перемен» производство советских лимузинов начало сворачиваться. Сначала в 1989 году, под предлогом «борьбы с привилегиями», был прекращен выпуск «Чайки». Правда, сам Михаил Горбачев на «Волгу» пересесть не захотел, и даже заказал себе новый бронированный ЗИЛ-41045. «Членовозам» вообще повезло чуть больше — их ещё долго использовали руководители постсоветских республик. Но, в конце концов, и их из ГОНа и других ведомственных гаражей постепенно вытесняли импортные лимузины. Свою бессменную службу до сих пор несут только кабриолеты ЗИЛ-41044, на которых генералы уже третье десятилетие принимают на Красной площади главные военные парады страны.
Ведь было бы весьма странно поздравлять с праздником Победы и приветствовать строй из салона «Мерседеса».

Сергей Кутовой, Вокруг света

+1


Вы здесь » Простор открыт » Транспортные средства » История транспорта. Подписывайте фото... по возможности.