Ну, вот))) Первая ласточка:
Спутнику ГДР – 50 лет
Даже среди самых знаменитых, легендарных и народных автомобилей мало таких,
которым суждено стать символом целой страны и эпохи. С исчезновением ГДР ушли
в историю оба ее символа – Берлинская стена и автомобиль Trabant. В ноябре 2007
года легендарная малолитражка отметила свой полувековой юбилей. Приобщив восточных
немцев к автомобилю, Trabant стал истинно народным, войдя в культуру и фольклор.
Послевоенное возрождение Европы породило спрос на массовые, общедоступные модели машин.
«Народные» автомобили наперегонки производят десятки компаний, самые популярные марки
- Fiat, Citroen, а Volkswagen стал просто синонимом немецкого экономического чуда.
Не заметить это явление нельзя, даже сидя за «железным занавесом». Trabant должен был стать
ответом ГДР своему западному конкуренту. А вот что из этого получилось…
Пока в конце 30-х в Германии росла популярность дешевых и очень удачных автомобилей DKW,
конструкторы концерна «Ауто-Унион», куда входила фирма DKW, уже учились делать машины
по принципу – голь на выдумки хитра. Военные квоты на металл заставили инженеров в союзе с
химиками создать новый материал для кузовных панелей – дуропласт, получаемый из отходов
текстильного производства и фенолформальдегидной смолы. После войны заводы в Цвиккау,
отошедшие к Восточной Германии, продолжили под маркой IFA выпуск довоенной DKW-F8, но
оказались на голодном стальном пайке. Своих сталелитейных предприятий не было, а «Большой
брат» помочь не мог – у самого СССР тогда все кабины грузовиков были деревянные. Для
создания истинно народного автомобиля было решено использовать пластмассу, тот самый
дуропласт - фенолформальдегид немецкий, отходы текстиля – советские. В 1957 году, 7 или, по
другим источникам, 8 ноября, но не иначе как к торжествам в СССР по случаю «годовщины
Великой Октябрьской…» были собраны первые автомобили Trabant-Р50.
В конструкции многие решения остались традиционными для DKW F8. Это передний привод
от поперечно расположенного двухтактного 500-кубовика мощностью 19 л.с., реечное рулевое
управление, подвеска на поперечных рессорах, клюка рычага коробки передач на передней
панели. Осталась простейшая подача топлива к карбюратору самотеком из бака под капотом.
Исчез радиатор, охлаждение стало воздушным с принудительной циркуляцией.
Оригинальным был двухдверный несущий кузов. Стальной каркас облицовывали панелями из
дуропласта – абсолютная экономия, вся машина весила 620 кг, разгонялась до 90 км/ч и не боялась
коррозии – была вечна, как марксизм. Trabant по-немецки означает «спутник» - весь мир был под
впечатлением от первого полета советского космического аппарата. В 1964 году появилась новая
модель автомобиля Trabant 601с двигателем мощностью 26 л.с., а через год – модификация с
кузовом «универсал». Выпускались так же и открытые кузова – машина охотно поддавалась любой
модернизации. За 32 года было выпущено более 3 миллионов машин, производство было
прекращено в апреле 1991 года вскоре после объединения Германии.
Народный автомобиль был самым массовым во всей Восточной Европе, он пользовался огромной
любовью. На «Траби», как его ласково называли, записывались в очереди на много лет вперед, а
сами тем временем сочиняли бесчисленные анекдоты. Время от времени появляются сообщения
о намерении возобновить производство то в самой Германии, то в ЮАР, а то – в Узбекистане. Но
даже если это не случится, тысячи «траби» продолжают дымить по европейским дорогам вопреки
всем евро-нормам.
Trabant не просто примитивно эксплуатируют. С прекращением его производства машина
моментально стала культовой, предметом обожания и коллекционирования. Множество фан-клубов
собираются на слеты и фестивали, практически у всех он вызывает ностальгические чувства. Не
удивительно, ведь это - спутник целой страны и нескольких поколений.